-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Bazaria

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 2) Photos_of_Ukraine —верхъестественное

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.02.2013
«аписей: 27
 омментариев: 2
Ќаписано: 74


 ак покупали иномарки в —оветском —оюзе

„етверг, 28 »юл€ 2016 г. 18:37 + в цитатник
÷итата сообщени€ creapis

»номарки в ———– были не средством передвижени€, а небывалой роскошью. ѕозволить себе купить заграничную машину могли далеко не все. ј кто каким-то образом покупал — могли об этом пожалеть, а то и лишитьс€ свободы.

јтрибут роскоши

Ћегковой автомобиль иностранного производства на дорогах ———– был редким €влением.  ак ни одна друга€ вещь он позвол€л подчеркнуть статус ее владельца.

ќ редкости иномарок в —оветском —оюзе может свидетельствовать хот€ бы тот факт, что ¬ладимир ¬ысоцкий, по данным московского √ј», был единственным на тот момент в столице владельцем «ћерседеса».

ќбладател€ми экзотического в стране товара долгое врем€ были ограниченные категории населени€, в числе которых дипломаты, артисты, чиновники, спортсмены, летчики. “олько с наступлением перестройки купить себе иномарку мог любой обладающий нужной суммой денег. ¬ большинстве случаев нелегально.

ќдним из первых, кто начал пользоватьс€ в ———– иностранным автомобилем был Ћенин, разъезжавший с водителем на «–оллс-–ойсе» из императорского гаража.

Ќо первым владельцем иномарки следует назвать ¬ладимира ћа€ковского, привезшего в конце 1920-х годов из ѕарижа «–ено».

ƒолгое врем€ иномарка в ———– была скорее штучным товаром. ћногое изменилось в 1959 году, когда «јмериканска€ национальна€ выставка» в —окольниках продемонстрировала посетител€м продукцию своего автопрома. ¬ыставочные экземпл€ры так и не вернулись на родину и были проданы иностранным дипмисси€м, а через некоторое врем€ машины достались наиболее состо€тельным гражданам ———–.

—пособы приобретени€

»номарки в ———– имели разное происхождение. Ёто были трофейные, полученные по ленд-лизу, подарочные или покупные автомобили. Ќа трофейных машинах разъезжали маршал ∆уков и композитор Ѕогословский.

ѕоследний приобрел свой кабриолет Steyr только по спецразрешению ћолотова.

ќдин из основных каналов поступлени€ иномарок в ———– шел через дипломатов.  огда приходило врем€ переезда дипломата за рубеж он сдавал автомобиль в специальный комиссионный магазин, через который его могли купить другие граждане. “ак иномарки по€вились у актера јндре€ ћиронова и космонавта јлексе€ Ћеонова.

Ќередко иномарка преподносилась в качестве дорогого подарка. ёрий √агарин, про€вл€вший интерес к хорошим машинам, но не имевший возможности их приобрести, получил в дар от французского автопроизводител€ спорткар Matra Bonnet. ј √алине ”лановой ѕьер  арден подарил «—итроен ƒ—».

¬ большом количестве всевозможную «автоэкзотику» везли мор€ки. ќни сильно рисковали, так как за рейс разрешено было провезти только один автомобиль. ¬ портовых городах – –иге, ќдессе,  алининграде, ћурманске – иностранные автомобили были не такой уж редкостью.

Ѕолее широкому распространению иномарок в ———– поспособствовало снижение в конце 1970-х годов таможенных пошлин на подержанные автомобили. Ётим воспользовались артисты, которые активно везли «секонд-хенд» на родину.

»менно знаменитости, в отличие от «подпольных миллионеров», могли открыто демонстрировать свои приобретени€ и, в отличие от чиновников, свободно выбирать машину, а не получать ее по разнар€дке.

јртисты во врем€ зарубежных гастролей как правило покупали иномарку за честно заработанную валюту, оплачивали таможенные сборы, получали разрешение от ћинистерства культуры и ставили машину на учет.

ѕроблемна€ техника

»номарка была не только объектом гордости автовладельца, но и предметом посто€нных хлопот. √ражданин, законно приобретший иностранный автомобиль, в течение года не имел право его продавать, за исключением случаев, когда машина попадала в ƒ“ѕ.

 роме этого, подержанные иномарки на отечественных дорогах быстро ломались, а найти запчасти было целой проблемой.

¬ладелец понимал: нужно избавл€тьс€ от автомобил€, пока он еще что-то стоит.

ћашины продавали на «фестивале» – так в народе называли открытую площадку купли-продажи автомобилей, расположившуюс€ в столичном «ёжном порту». «ачастую сумма, которую выручал автовладелец от сделки не только в разы превышала затраты на покупку и растаможку автомобил€, но и выгодно отличалась от суммы прописанной в документах.

¬ 1980-х годах авторынок «ёжного порта» приобрел откровенно криминальную репутацию. “ам заправл€ла так называема€ ёжнопортова€ ќѕ√, представленна€ выходцами с кавказского региона.

√лава ќѕ√ Ќиколай —улейманов персонально курировал «фирменную» 11 секцию комиссионки, через которую проходили иномарки. »ногда —улейманов и партнеры занимались насто€щим разбоем, заставл€€ автовладельцев «дарить» понравившиес€ автомобили.

ѕревратности судьбы

Ќередко проблемы с иномарками приводили к курьезным случа€м. “ак, известный фигурист јлексей ”ланов, удачно продавший Oldsmobile Tornado 1969 года выпуска, ненадолго отлучилс€, оставив на сиденье автомобил€ сумку с вырученными деньгами. ѕокупатели не растер€лись и ударили по газам, неожиданно быстро справившись с диковинной автоматической коробкой передач.

ќднако на ћ јƒе машину заклинило, виной чему стал недостаточный уровень моторного масла.

ѕечальна€ судьба постигла €рко-красный «ƒжавелин», который в —ан-‘ранциско приобрел »саак ƒунаевский. ѕо доверенности на этой машине ездил сын композитора ћаксим. ≈здил до тех пор, пока автомобиль не стал рассыпатьс€. — «ёжным портом» ƒунаевский младший решил не св€зыватьс€ и бросил иномарку возле гостиницы «”краина». “ам она и просто€ла до очередного коммунистического субботника, пока сознательные граждане не сдали изъеденный ржавчиной заморский металлолом в переплавку на завод «—ерп и молот».

»номарколюбы

—реди советских политиков особой любовью к иностранным авто отличалс€ Ћеонид »льич Ѕрежнев. ¬ его гараже были: Rolls-Royce, Lincoln Continental и несколько Cadillac. ќдной из жемчужин собрани€ генсека был необычный 4-дверный спортивный седан Maserati Quattroporte первого поколени€, подаренный ему в 1968 году руководством италь€нской компартии.

—реди людей искусства отличалс€ »ван ƒыховичный. ¬ 70-е годы он владел двум€ породистыми спортивными купе.

ѕервой иномаркой режиссера была бела€ Alfa Romeo 1750 GTV, ранее принадлежавша€ жене посла јргентины. Ќа смену 4-цилиндровой Alfa Romeo пришел еще более дорогой и скоростной 6-цилиндровый Fiat Dino с мотором Ferrari мощностью 180 л.с. Ёту машину режиссер приобрел с помощью знакомого механика из гаража италь€нского посольства.

ѕереломные 80-е

— наступлением 1980-х информаци€ о новинках иностранного автопрома стала активнее проникать на отечественный рынок. ѕрактически каждый год зарубежные производители устраивали в ———– «внешнеторговые выставки». Ќо если в первой половине 80-х на «виртуальном рынке» доминировала европейска€ автотехника, в первую очередь немецка€, то во второй половине 80-х смелее о себе стали за€вл€ть €понцы.

∆елающих купить иномарку становилось все больше, а вот законно приобрести ее было все также сложно.  ак следствие – процветание черного рынка зарубежных автомобилей, который к середине 1980-х достиг угрожающих масштабов.

¬ результате «андроповских чисток» 1983-84 годов за подпольную торговлю иностранными автомобил€ми наказание понесли дес€тки человек.

¬ этом деле засветилось им€ экс-министра ћ¬ƒ Ќикола€ ўелокова, у которого были обнаружены три «ћерседеса» и один «Ѕћ¬».

— началом перестройки хватка правоохранительных органов ослабла, что открыло путь к массовому завозу иномарок. ѕервый крупный, пока еще нелегальный канал поставок автомобилей был налажен из японии. Ќа грузовых судах в ———– переправл€лись подержанные Toyota и Nissan.

¬ласти не могли закрывать глаза на незаконный импорт автотранспорта, но и преп€тствовать этому было уже невозможно. ¬ марте 1988 года принимаетс€ «»нструкци€» о пор€дке перемещени€ через границу ———– автомобилей и другого автотранспорта, котора€ позвол€ла советским гражданам фактически беспреп€тственно ввозить в страну различные виды транспортных средств дл€ личного пользовани€.

ѕоток автомобилей увеличивалс€ лавинообразно. —татистика, опубликованна€ в постсоветский период, показывает, что в 1990 году в страну было завезено 34700 легковых автомобилей, а в 1991 году – уже 56300. ¬ сент€бре 1991 года, за несколько мес€цев до распада —оветского —оюза, «јвтоэкспорт» начал официальный ввоз легковых иномарок в ———–.

источник




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку